В числе важных государственных задач мирного времени и в особый период –задача обеспечения безопасного плавания судов при подходах к портам, по узким фарватерам и под мостами. Определяющая роль принадлежит здесь навигационной составляющей безопасности. Кроме радиоэлектронных средств навигационной обстановки (СНО) для проводки судов в этих условиях используются визуальные, в том числе створы различных типов.
Наиболее эффективными среди них являются лазерные створы: по точности проводки судов, видимости в сложных метеоусловиях.
«Лазерные створные маяки» (ЛСМ) типа «Анемон» и «СКАЛС»- разработанные коллективом специалистов МГАВТ, в содружестве со специалистами оборонной промышленности под руководством, ныне покойного, доктора технических наук, профессора, академика РАТ — В.Г. Савельева, работают в штатном режиме у Шлиссельбурга (с 2000г.) и в порту Калининград (с 2010г. и 2-й с 2012г.).Они защищены патентами РФ и не имеют зарубежных аналогов.
В этой областина стыке стратегической отрасли фотоники и техники флота Россия является лидером. В рамках сложившейся научной школы «Лазерная навигация на водном транспорте» подготовлен ряд кандидатов наук, диссертации которых используются в практике проектирования и эксплуатации ЛСМ,в частности, в проектной организации ОАО «18 СКТБ ВМФ». В 2014 и 2015 г.г. выполнены НИР по договорам с Росморречфлотом с передачей интеллектуальной собственности в виде программ для ЭВМ,выпущен национальный стандарт. УНиО МО и Росморпорт поддерживаются работы по развитию и внедрению современных лазерных СНО типа ЛСМ.
В настоящее время ООО «Лазинтех» продолжает работы по разработке внедрению ЛСМ на объекты береговой транспортной инфраструктуры России. Так, в 2022 году подготовлен рабочий проект и запланирована установка ЛСМ «СКАЛС-3» для перегрузочного комплекса сжиженного газа бухты Бечевинская.
Постоянно ведутся разработки по усовершенствованию и модернизации существующих приборов этого типа, цена которых уменьшена, а функциональные возможности расширены.
Например, по желанию заказчика и при необходимости ЛСМ, кроме курсоуказания повышенной точности, может одновременно обеспечивать обозначение кромок судового хода. ЛСМ может быть размещён, в зависимости от обстановки, как на двух, так и на одной опоре.
Кроме визуальной ориентации при судовождении ЛСМ представляют собой оптические СНО, позволяющие реализовать инструментальный вариант -с фотоприемником на борту судна для навигации (патент РФ) и в последующим -автоматизации управления судном. Работа в видимом или инфракрасном диапазоне позволяет иметь резервный вариант навигационного обеспечения безопасного движения судов в сложных условиях при отказах спутниковых систем и других радиосистем навигации. При этом бортовое оборудование может быть мобильным и принадлежать портовым структурам. Но работы по созданию инструментальных лазерных СНО, пока только в планах, т.к. требуется разработка НИР.
Несмотря, однако, на успешное внедрение ЛСМ как инновационных систем,на их перспективность на магистральных путях стратегических направлений: фотоника, интеллектуальные системы и автоматизация управленияна транспорте, работа в данном направлении развивается медленно. Так, затягивается реализация проектов и предложений по использованию лазерных СНО,обеспечивающих повышение безопасности плавания при подходах к различным портам (Тамань, Ростов, Таганрог идр.)
Благодарю уважаемых коллег за внимание и надеюсь на дальнейшее заинтересованное сотрудничество в использовании лазерных навигационных систем в навигации и автоматизации движения судов.