Лазерным створом называется светотехническое устройство, установленное на берегу или на гидротехническом основании, формирующее световую створную зону с помощью одного или нескольких лазерных излучателей.
Принцип действия лазерного створа рассмотрим на примере лазерных створных маяков типа «Анемон» и «Скалс-3» ( ООО «Лазинтех» ИНН 7736557570, Россия).
Этот принцип был предложен в России и реализован только в нашей стране. (Патент RU 2302357 (2008 г), Патент RU 2354580 (2009 г).
Для обеспечения прохождения судна по фарватеру (каналу) на берегу или на гидротехническом основании устанавливаются два лазерных створных маяка (ЛСМ). Лучи, генерируемые ЛСМ, движутся синхронно в горизонтальной плоскости из крайних положений навстречу друг другу, пересекаясь на оси створа, совмещенной с осью фарватера (канала) (рис….). Обратный ход лучей гасится. Частота сканирования выбирается из условий удобства наблюдений с судна. Вследствие малой угловой ширины лазерного луча (несколько угловых минут) каждый из лучей попадает в поле зрения лишь на короткое время, поэтому они воспринимаются как проблесковые.
При нахождении судна на оси фарватера (канала) судоводитель видит оба лазерных огня в виде синхронных проблесков, причем этот эффект имеет место в пределах осевой зоны створа, размеры которой могут задаваться. При отклонении судна от оси фарватера (канала) и его выходе за пределы осевой зоны створа лучи воспринимаются «как бегущий огонь»: слева направо — если судно уклонилось влево, и справа налево — если оно уклонилось вправо. Интервал между проблесками по мере увеличения отклонения судна возрастает. При выходе судна за пределы рабочей зоны створа ЛСМ теряются из поля зрения.
Таким образом, зрительная задача, решаемая судоводителем при движении по лазерному створу, состоит в том, чтобы вести судно в зоне синхронных проблесков огней. Достоинствами лазерного створа являются:
• более высокая чувствительность (меньшее боковое уклонение);
• возможность установки ЛСМ на одном знаке или на двух знаках, расположенных вдоль береговой линии поперечно к фарватеру;
• лучшая видимость в плохих погодных условиях (дымка, дождь) и при наличии фоновой засветки; возможность дистанционного управления работой ЛСМ.
а) б)
Лазерные створы:
а) Севастопольский — северный знак (Калининград);
б) створ Ижевского поворота — южный знак (Калининград).
Источник:
А. О. Леонов «Навигационное оборудование водных путей»
СПБ 2014, учебник. ФБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова.